Недостаток учебной мотивации – одна из самых сложных и комплексных проблем в психологии обучения. На протяжении долгих лет в школе мотивация ребенка проходит через разные кризисы, ребенок не один раз меняет свой ответ на вопрос «зачем я учусь?». Зная некоторые закономерности, родителям легче решить, а иногда и предвосхитить проблемы мотивации.


Ребенку не должны делать «интересно» все вокруг, ему выгоднее научиться прилагать усилия и потом «взять от жизни всё», чем научиться обижаться на мир за то, что он недостаточно интересен и приятен. Некоторые родители в стремлении «продлить детство» своего ребенка значимо снижают его адаптивность в будущей жизни.
Мотивация неразрывно связана с образом будущего. Ребенок может быть мотивирован избежать пугающего его образа будущего (разговоры родителей об «ужасных» профессиях), либо мотивирован достичь привлекательного образа. Второе, конечно, эффективнее. Пусть у ребенка будет мечта, важно иногда обсуждать с ним будущее, что он может сделать уже сейчас для этого будущего, в том числе в школе. Только в форме диалога, а не лекции.
Что делают психологи для повышения мотивации у детей?
Сначала много спрашивают и слушают, важно понять мировоззрение ребенка, которое у него сложилось к данному моменту, чтобы потом дополнить его, а не просто навязать другое. Условно немотивированных детей можно разделить на две группы: не желающие учиться и не желающие развиваться. С первыми проще, хоть они часто выглядят протестующими и не желающими договариваться, развиваться они всё же хотят, поэтому работа психолога с ними направлена на «встраивание» мотивов обучения в их мотивы саморазвития. Сложнее с теми, кто не хочет развиваться, чаще всего это инфантильные дети, не желающие взрослеть, и без перестройки взаимоотношений с родителями прогресса почти не будет. Задача психолога в этом случае – понимая особенности мировоззрения ребенка, вместе с его родителями сформировать новую систему воздействий на его развитие, эффективную и, по возможности, щадящую.
В нашем Сообществе данную работу проводят: Белоусова Татьяна Михайловна, Красильников Андрей Михайлович.
Недостаток учебной мотивации – одна из самых сложных и комплексных проблем в психологии обучения. На протяжении долгих лет в школе мотивация ребенка проходит через разные кризисы, ребенок не один раз меняет свой ответ на вопрос «зачем я учусь?».
Что делают психологи для повышения мотивации у детей?
Сначала много спрашивают и слушают, важно понять мировоззрение ребенка, которое у него сложилось к данному моменту, чтобы потом дополнить его, а не просто навязать другое. Условно немотивированных детей можно разделить на две группы: не желающие учиться и не желающие развиваться. С первыми проще, хоть они часто выглядят протестующими и не желающими договариваться, развиваться они всё же хотят, поэтому работа психолога с ними направлена на «встраивание» мотивов обучения в их мотивы саморазвития. Сложнее с теми, кто не хочет развиваться, чаще всего это инфантильные дети, не желающие взрослеть, и без перестройки взаимоотношений с родителями прогресса почти не будет. Задача психолога в этом случае – понимая особенности мировоззрения ребенка, вместе с его родителями сформировать новую систему воздействий на его развитие, эффективную и, по возможности, щадящую.
В нашем Сообществе данную работу проводят: Белоусова Татьяна Михайловна, Красильников Андрей Михайлович.